OmProfy.ru

Электронное зажигание «Бурана». От чего горит зарядная катушка и как это предотвратить.

Если после проверки зарядной катушки выяснилось, что она неисправна, возникает обоснованное любопытство, почему же это произошло и можно ли этого избежать в дальнейшем.

Что же тут могло произойти? Принципиально, возможных причин может быть только две:

1 Повреждение провода.
2 Повреждение изоляции провода.

Конечно, теоретически еще может разрушиться магнитопровод, каркас, или что там есть еще, но на практике такое происходит крайне редко. Повреждение провода и повреждение его изоляции обычно тесно связаны между собой, одно часто вызывает другое, и наоборот.

От чего возникают повреждения провода? Если отбросить чисто механические причины, то однозначный ответ – от перегрузок по току. Если ток превышает норму, провод начинает чрезмерно нагреваться. Возникающий перегрев разрушает изоляцию, а если перегрев очень сильный, то плавится и сам провод.

Здесь я снова приведу структурную схему зажигания, на которой показаны основные соединения:

Если зажигание работает нормально, то зарядная катушка не перегружается по току. Т.е. если двигатель работает без перебоев во всем рабочем диапазоне, можно смело говорить, что перегрузки по току нет.  Другое дело – процесс глушения! Он производится кнопками SB1 и SB2, которые закорачивают катушку L1, что, естественно, вызывает повышение тока в ее витках! Величина напряжения, вырабатываемого L1, зависит от оборотов двигателя, причем,  чем выше обороты, тем больше это напряжение. Таким образом, если двигатель глушат на холостых оборотах, токовая перегрузка очень незначительна. Но, если глушить на средних или высоких – перегрузка становится весьма ощутимой! А глушить на больших оборотах иногда очень даже хочется. Сам я в детстве много раз делал так: подъезжал на Буране, включал нейтараль, нажимал на газ, и после того, как двигатель хорошенько раскручивался, нажимал на кнопку «Стоп». Вращающийся по инерции коленвал, прежде чем остановиться, засасывал через открытый дроссель добрую порцию горючего, и это очень сильно облегчало последующий запуск! Дергать ручку надо было меньше, и для меня, десятилетнего пацана, это было очень актуально! Тогда мне эти шалости благополучно сходили с рук, исключительно благодаря дубовому контактному зажиганию, которому было все равно. Но, на электронном такие фокусы проходят только до поры – до времени. Иногда даже очень долго! Но, рано или поздно, все равно наступает печальный конец, и тому есть масса подтверждений в виде сгоревших оснований, валяющихся по углам гаражей в разных городах нашей Родины.

Естественно, говоря о том, что нужно стараться глушить на холостых, я подразумеваю нормальный режим эксплуатации снегохода. Если вдруг случается какой-либо форс-мажор, например вдруг заклинивает трос газа, то все правила идут к черту, и тут надо либо шустро давить на «Стоп», либо срывать колпачек аварийного выключателя, если он есть, ибо жизнь дороже. Понятно, что при этом наверняка возникнет перегрузка, но такие случаи, к счастью, случаются редко, и есть вероятность, что катушка их нормально переживет.

Можно ли снизить перегрузку по току при глушении? Да, можно, хотя и не полностью. Этот вопрос усиленно обсуждался в теме «Правильная глушилка…» на снегоходном форуме snowmobile.ru. Основная предложенная там идея – установить последовательно с кнопками резистор, который уменьшал бы ток, протекающий в момент останова. Схема глушения в этом случае выглядит так:

А это один из возможных вариантов реализации (на этом снегоходе вместо кнопки «Стоп» установлен тумблер):

Как выбрать этот резистор? Любой резистор имеет два основных параметра, это величина сопротивления и рассеиваемая мощность. Так вот, к сопротивлению в нашем случае предъявляются весьма противоречивые требования. С одной стороны резистор должен максимально разгружать катушку, для чего его сопротивление должно быть большим.  С другой стороны, он должен надежно глушить двигатель, а для этого его сопротивление должно быть низким. Истина, как обычно, находится где-то посередине, и напрямую зависит от сопротивления зарядной катушки. Оптимальная величина сопротивления резистора, полученная из практики – это приблизительно 0.4 от сопротивления катушки. То есть, если катушка, например, имеет 587 Ом (как на фото в предыдущей статье), то получаем:

R = 587*0.4 = 234.8 Ом

Округляя полученное значение до ближайшей величины из стандартного ряда сопротивлений, получаем 240 Ом. Это и есть нужное нам сопротивление резистора.

И какой мы получим эффект? Я специально не стану приводить здесь расчетные формулы, если кто-то захочет, пусть выведет их сам. Скажу лишь, что до установки резистора, при глушении, все 100% мощности рассеивались на катушке. После установки резистора номиналом 0.4 от сопротивления катушки, эта мощность снижается и становится равна 51% от прежнего значения. То есть, мощность падает почти в два раза! Весьма неплохой показатель! На практике, конечно, эта цифра будет немного другой, поскольку реальный резистор будет из стандартного ряда, и его сопротивление будет отличаться от расчетного. Но порядок величины сохранится!

Если, по каким-либо причинам нет возможности померить сопротивление катушки, и посчитать по формулам, то можно воспользоваться универсальным решением – поставить резистор сопротивлением 180 Ом. Он подойдет к любой катушке, просто некоторые (низкоомные) он будет защищать оптимально, а некоторые (высокоомные) – хуже. В самом неудачном случае, на самой высокоомной катушке (мне попадалось максимум 676 Ом) будет рассеиваться не 51%, а порядка 62%, что тоже очень неплохо!

Мощность резистора следует выбирать не менее 5 Вт. Марку можно выбирать любую, одинаково подходят как проволочные, так и непроволочные варианты. Из отечественных это могут быть ПЭВ, ПЭВР, С5-35, С5-36, правда их не бывает на 5Вт, все они минимум на 8. Из импортных вариантов наиболее распространены KNP-5 и  SQP-5.

SQP -5, например, выглядят так:

Одно из возможных мест для его монтажа – прямо на проводах, идущих к кнопкам глушения SB1 и SB2. На моем снегоходе нет аварийного выключателя, есть только кнопка «Стоп» (на фото она снята):

Для установки резистора мне пришлось перекусить один из идущих к ней проводов, зачистить концы и припаять резистор:

Для изоляции мест пайки я использовал термоусадочную трубку. Если бы у меня ее не было, то можно было бы использовать обычную изоленту:

Важно хорошо закрепить провода в районе пайки, чтобы они не тряслись и не вибрировали. Если этого не сделать, то в местах, где заканчивается пайка и начинаются отдельные жилки провода, будут возникать концентраторы напряжений, от чего провод может постепенно переломиться, чего нам совершенно не нужно. Я использовал для этого изоленту:

После чего, кнопка была возвращена на свое место, а получившийся жгут я закрепил дополнительно при помощи нейлоновой стяжки:

Таким образом, я очень рекомендую поставить этот полезный резистор! Но, повторю еще раз, даже с ним не стоит глушить двигатель на средних и высоких оборотах! Только на холостом ходу!

Вот в целом и все о повреждении провода и токовых перегрузках. О повреждении изоляции, перегрузках по напряжению, и возможных способах защиты читайте в следущей статье. 

Комментарии

27 комментариев к статье “Электронное зажигание «Бурана». От чего горит зарядная катушка и как это предотвратить.”
  1. Михаил:

    Всё доступно к пониманию, ещё раз спасибо.

  2. Сноубордист:

    АВТОРА НА СЦЕНУ!!! КАЧАТЬ!!!

  3. Филипыч:

    Шибка харашо, аднако!

  4. Владимир:

    Отличные статьи, прости и доступно. Есть предложение: если, вы, догадались и применили защиту зарядной катушки от сгорания, то почему бы не предложить это заводу изготовителю. Естественно заранее запатентовав изобретение. Или это заводу не выгодно будет? Как то так.

    • «Завод изготовитель», а именно предприятие, которое занимается производством систем зажигания для конвейера Русской Механики со слов их директора сейчас полностью загружено. И я не думаю, что у них найдется время что-либо менять. Производителям контрафакта это не интересно в принципе. Так что оставим все как есть…

  5. garik:

    отличная статья достуное описание(наконец понял работу электронного зажигания)

      • сер:

        здравствуйте.подскажите пожалуйста ,у меня снегоход полярис 440 спорт 1991г.в.внезапно стал работать на половину газа.если газ нажать навсю то происходят хлопки и какбудто он захлебывается.что я только не делал с корбами но ничего не меняется.заводится с пол оборота.ВОПРОС:может ли катушка или еще что из электрики повлиять на это?

  6. евгений:

    а если глушить всегда на холостом ходу то тоже нужно резистор ставить??? У меня стоит замок зажигания я им и глушу но есть и кнопка стоп чем лучше глушить и как подскажите???

    • Резистор лучше поставить. Замком зажигания глушить крайне не рекомендуется, поскольку он разрывает синий провод. Лучше глушить только кнопкой стоп.

  7. Юрий:

    на буран 4тд надо ставить и куда ? Спасибо.

  8. Максим:

    Спасибо за позновательную статью, написана доступным и понятным языком. Человеческим!!!!!!

  9. assassin:

    А не проще для остановки движка разорвать цепь катушки? Тогда в катушке ни напряжения, ни пиковых нагрузок.

  10. assassin:

    И если не трудно ответить, нигде в сети не нашел данные: какой УОЗ в градусах на контактном зажигании.

  11. Айал:

    Автору респект и уважуха!
    нууууу очччееенннь благодарен)

  12. Дмитрий:

    http://www.chipdip.ru/product0/48493/ Подскажите этот подойдет резистор?Спасибо..

  13. андрей:

    сайт работает или прикрыли? не могу сделать заказ

  14. олег:

    совет очень полезный обязательно воспользуюсь может из за этого выгорают лампы фар всё время…

Выскажите своё мнение !!!

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой (иначе может возникнуть ошибка у сервера!):

Прикрепить изображение (только JPG, и не более 1 Мб, иначе возникнет ошибка сервера!)

OmProfy.ru